История

Первые сведенья о капоэйре

Более или менее достоверные сведения о капоэйре относятся к началу XVIII века. Именно в это время появились первые письменные источники, содержащие упоминания о ней. Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.

В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral) прибыли в Бразилию. В числе первостепенных задач новоприбывших было подчинение местного населения - бразильских индейцев - для того, чтобы обеспечить португальцев рабочей силой. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в непроходимые чащи.

Потерпев неудачу, португальцы начали завозить рабов из других португальских колоний - Анголы, Конго, Мозамбика, Гвинеи. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры.

Это - кандобле (candomble) - религия; беримбау (berimbau) - музыкальный инструмент и многое другое.

История

Споры о том, где именно зародилась капоэйра - в Африке или в Бразилии - не прекращаются по сей день. Существует множество мнений и гипотез. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории.

Согласно наиболее популярной версии, капоэйра - это боевое искусство, замаскированное под танец, чтобы им можно было заниматься под носом у рабовладельцев.

Эта версия не очень правдоподобна, потому что с 1814 года, когда начались преследования африканской культуры, другие формы танца были запрещены вместе с капоэйрой. Поэтому не было смысла маскировать ее под один из них.

Другая теория утверждает, что во время ритуала инициации в народности Мукупе на юге Анголы, молодые воины племени выполняли воинственный «танец зебр» - Н'голо. Этот танец якобы и есть началом капоэйры.

Капоэйра пережила трудные периоды развития. Основные вехи можно определить периодами: рабство и бродяжничество.

Период рабства характиризуется тяжелой работой, общими бараками для проживания, смешиванием стилей и народов. Постепенно, десятилетие за десятилетием возникла новая форма культурного проявления - танец-драка, игра, которая представляет собой смесь ритма, африканской музыки, ударов из разных видов боевых искусств.

После подписания «Золотого Закона» в 1888 году, который отменил рабство, капоэйра перешла на другой этап развития - «бродяжничества». Этот период был ознаменован выходом капоэйры на улицы, ее подхватили и развивали уличные хулиганы. В связи с этим в 1892 году практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики. В начале XIX-го столетия был издан указ об организации полицейских сил, задачей которых была борьба с капоэйристами. От этого периода в капоэйре остались воспоминания и привычка давать своим коллегам прозвища (apelido).

История В 1932 году в Сальвадоре Местре Бимба (Manoel dos Reis Machado) открыл первую академию капоэйры в Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. Отсюда и произошло название одного из двух основных современных стилей капоэйры - Режионал (Regional).

Но Бимба был не одинок в стремлении развивать капоэйру.

В 1941 году Местре Паштинья (Vicente Ferreira Pastinha) открыл свою школу капоэйры Ангола (Angola).

Местре Паштинья и Местре Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры.



Местре Бимба

История

Местре Бимба (настоящее имя Мануэль душ Рейш Машаду) родился 23 ноября, 1900 (Сальвадор, Бразилия) - выдающийся местре капоэйры Режионал (Regional).

Начал изучать капоэйру в возрасте 12 лет. В то время капоэйра все еще преследовалась в Бразилии, согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии. Повзрослев, Бимба к простой практике капоэйры стал добавлять движения из другого африканского боевого искусства - Батуке. Это положило начало развитию стиля капоэйра Режионал.

В 1928 году, после представления во дворце губернатора штата Баия, Местре Бимба убедил представителей власти официально разрешить капоэйру, доказав её высокую культурную ценность.

Свою первую школу капоэйры Местре открыл в 1932, в Сальвадоре. Он добавил в капоэйру недостающие правила и нововведения.

Главными нововведениями можно назвать белую форму для учеников и градацию.

В 1937 его пригласили продемонстрировать капоэйру президенту Бразилии Жэтулиу Варгасу, в результате чего Местре Бимба получил сертификат Министерства Образования Бразилии.

В 1942 году Бимба открыл свою вторую школу, которая существует и в наши дни.

После многих лет Местре убедился в отсутствии реальной поддержки со стороны правителей штата Баия, и в 1973 году он переехал в Гоянию. Через год, 15 февраля, он умер от сердечного приступа.

Местре Паштинья

История

Местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья) родился 5 апреля 1889 (Сальвадор, Бразилия) - выдающийся местре капоэйры Ангола (Angola).

В детстве с капоэйрой его познакомил моряк-африканец. Сначала это был просто мальчишеский интерес - стремление научиться постоять за себя.

Юношей он поступил в мореходную школу. Свои занятия не оставил, а наоборот начал вовлекать своих сослуживцев в капоэйру. В 1910 году ушел в отставку и начал преподавать капоэйру.

В 1941 году по приглашению своего ученика Аберре он посетил уличную Роду «ladeira do Gengibirra» (Сальвадор), после которой, присутствовавшие на ней капоэйристы попросили его вести у них занятия. Так открылся Спортивный Центр Капоэйры Анголы.

Цвета формы его учеников - черный и желтым - цвета его любимой футбольной команды «Ypiranga» Futebol Clube.

Жизнь Местре Паштинья, к сожалению закончилась совсем не радужно. Паштинью - старого, больного и полностью слепого - правительство попросило освободить здание Академии капоэйры для его реконструкции. Во время переезда было потеряно почти все имущество Академии, инструменты, картины, фотографии. Это здание ему более никто не вернул. Он умер в 1981 году, в возрасте 92 лет, в бедности, покинутый всеми.

Но капоэйра Ангола не прекратила своего существования после его смерти. Два его ученика, Местре Жоао Гранди и Местре Жоао Пикену, продолжили развивать этот стиль капоэйры.

Капоэйра сегодня

История За последние тридцать лет произошли кардинальные изменения в крупных городах Бразилии, которые были традиционными центрами капоэйры, - они превратились в центры индустрии и туризма. Все эти причины отвечают за исчезновение традиционных правил в родах. Много мастеров, не удовлетворенных обстоятельствами, отошли от преподавания и изредка продолжают играть в разных родах капоэйру, но не более того.

С другой стороны, параллельно с угасанием традиционного стиля Ангола и отхода от него старых мастеров, новое поколение учителей стиля Режионал, из среднего слоя общества Бразилии, переживает необыкновенный успех по количеству учеников и поддержки СМИ.

Но капоэйра Ангола не сдала своих позиций, приблизительно с 1985 года она начала активно развиваться, не только в Бразилии, но и в других странах мира.

Кроме разновидностей стиля Режионал, с их детальной техникой ударов ногами и движений, мы можем найти и множество мастеров Анголы, которые имеют собственную технику движений и углубляют наши знания традиций и философии капоэйры, так же существует современный стиль капоэйры - Контемпоранеу (Contremporaneo).

Современность добавила множество легендарных мастеров нового поколения: Местре Валдемар (Mestre Waldemar), Местре Жоао Гранде (Mestre Joao Grande), Местре Жоао Пекену (Mestre Joao Pequeno), Местре Тете (Mestre Tete), Местре Суассуна (Mestre Suassuna), Местре Бахау (Mestre Barrao) и многих других.